Основная тенденция освещения в ритейле – использование в интерьере теплого линейного света. Теплый белый свет, от 2 до 3 тыс. кельвинов (К), отвечает за создание уютной атмосферы в помещении, позволяет визуально сжимать пространство и магазину выглядеть дороже. Почти весь fashion-ритейл сегмента «премиум» использует в своих магазинах теплый свет, ведь он усиливает колористку товаров и интерьера. Когда человек заходит в магазин с таким светом, он уже готов к тому, что магазин будет дорогим, при этом цены в нем могут быть такими же, как везде. В этом случае у покупателя меньше соблазна начать торговаться с продавцом или каким-то способом конфликтовать по цене. Свет в визуальной коммуникации с покупателем – мощное оружие, которое повышает доверие покупателей в точке продаж.

Еще один тренд – активное использование акцентной подсветки. Если линейные светильники создают атмосферу в магазине, то акцентные позволяют привлечь внимание покупателей к товару. Например, в помещении можно искусственно создать зону темноты и с помощью акцентного света высветить, как в музее, отдельные товары или торговое оборудование. Таким приемом часто пользуются ювелирные, часовые и премиальные бренды одежды.

Все чаще европейский ритейлер подсвечивает полку с двух сторон – фронтальной и тыльной (так называемый бэклайт). Такой прием не только усиливает колористику упаковки, но и позволяет привлечь внимание к товару, мотивирует покупателя подойти поближе. А еще бэклайт освещает внутреннюю часть полки, где часто залегает тень, что особенно актуально для парфюмерии и косметики, а также для алкогольной продукции. Схему можно менять, а разные категории товаров могут быть подсвечены по-разному: крема – один дисплей, а средства гигиены – другой. Необязательно подсвечивать все стеллажи, это могут быть какие-то конкретные товары – новинки, промопродукты.

Еще одним европейским трендом стала кастомизация светильников – доработка массового товара под конкретного покупателя. Производители все чаще совмещают уникальный дизайн с функциональностью устройства, используя специальные световые спектры под каждую категорию товаров. К примеру, хлеб на витрине кажется более румяным и аппетитным, если его подсвечивают спектром красного и желтого цветов. А зелень будет казаться свежей, если использовать светильники с синим и зеленым спектрами. Технология так же работает с одеждой – есть приборы, которые подчеркивают белизну вещей, например, свадебных платьев, рубашек. Человек покупает в первую очередь красивую картинку, а сделать ее насыщенной и желанной помогает, в том числе, правильное освещение. Словом, кастомизация светильников помогает «влюбить» покупателя в томаты так, что он их купит.

Ритейлеры все чаще используют в магазинах динамическое управление световым потоком (димминг), чтобы менять световую температуру, уровень яркости, высвечивать/затемнять определенные зоны. Помимо этого, можно создавать световую динамику в магазине – плавно включать свет, увеличивать эффект, создавать так называемые динамические световые дисплеи (рекламные конструкции, где автоматически меняются или двигаются элементы для презентации и выкладки товара). При этом нужно учитывать, что человеческий глаз не воспринимает яркость свыше 1,5–2 тыс. lx (люкс), поэтому, если показатели освещения выше этих значений, свет станет не только бесполезной тратой электроэнергии, но и дополнительным раздражающим фактором, как для покупателей, так и для сотрудников. Например, одна известная парфюмерно-косметическая сеть сделала в своем магазине освещение на уровне 5 тыс. lx, снабдив ее мощной системой диммирования. По задумке ритейлера, центральная зона, где располагается топовый товар, должна быть освещена ярче остальной части помещения. Однако разница между 5 и 2 тыс. lx не видна, в помещении все равно визуально очень светло, и находиться в таком помещении не очень комфортно. Не нужно гнаться за тысячами люкс. Достаточно поставить мягкий свет и распределять его на товар, это будет намного комфортнее для глаз покупателей и сотрудников.

Одна из ключевых тенденций в освещении – использование оптики – механизма передачи света от источника (светильника) к товару. С учетом того, что в интерьере все чаще используются высокие потолки и большие пространства, а светильники размещаются все выше, до товара доходит не так много света. При этом товар должен быть освещен на уровне 800–1000 lx, именно в этом случае покупателю видна информация на этикетке. На помощь приходят оптика, рефлекторы, которые позволяют «собрать» свет и направить его с большой высоты на товар.

Часто ритейлеры не учитывают, что видеоэкраны – это дополнительный источник освещения, который должен сочетаться с дизайном и общей атмосферой в помещении. К примеру, один крупный сетевой магазин парфюмерии запустил на экранах черно-белый видеоряд. А так как количество экранов в точке было большим, теплый линейный свет в магазине сильно дисгармонировал с холодным светом видеоряда. Это вопрос к контенту и управлению яркостью в магазине.

В последние несколько лет в ритейле набирает популярность тренд мобильности освещения – возможности быстро переконфигурировать, снять/установить, поднять/опустить светильник. Такая тенденция связана с подвижностью самого ритейла – современное торговое пространство должно быстро трансформироваться под сезонные предложения, новинки, распродажи и т. д. И чем более гибко будет использоваться свет, тем более технологичным станет магазин и изменять его будет проще и удобнее.

Один из интересных трендов в освещении – интеграция света в торговое и музыкальное оборудование. Направление набирает обороты на европейском рынке, поскольку минималистичный дизайн светильников позволяет ритейлерам уйти от дополнительных проводов и подключений. Световые дисплеи уже изначально вмонтированы в торговую конструкцию, а гибкие соединения секций шинопровода создают дополнительную геометрию линий на конструкциях и потолке. Еще одно решение на рынке – совмещение музыкального устройства и светильника. Сотрудники магазина могут одновременно управлять звуком и светом, поскольку эти динамические составляющие способны выгодно дополнять друг друга и задавать правильное поведение покупателя внутри магазина.

 

Источник: https://www.retail.ru/photoreports/euroshop-2020-trendy-osveshcheniya-v-riteyle/